Взято отсюда: http://masterok.livejournal.com/2241586.html
Этого режиссера считали своим учителем Джордж Лукас и Стивен Спилберг. Его фильмы собирали большое число зрителей в американском и международном прокате. Он произвел настоящую революцию в области спецэффектов в фантастическом кино. О ком идет речь? О Стэнли Кубрике? Нет. Мы говорим о советском режиссере Павле Владимировиче Клушанцеве
Мало того, он придумал самые яркие спецэффекты для голливудских блокбастеров — 25 февраля исполнится 105 лет со дня его рождения. Но «Оскары» и слава достались его ученикам и последователя – Кубрику, Лукасу и Кэмерону.
Давайте посмотрим как Голливуд присвоил его заслуги :
Тайна утонувшего робота
«Терминатор-2: судный день» (1991)
Фото: кадр из фильма
Финал второй части легендарного «Терминатора», где робот с лицом Арнольда Шварценеггера медленно и печально погружается в расплавленный металл, помнят, наверное, все. Сцена получилась мощной, некоторые даже всплакнули: мол, молодец Джеймс Кэмерон, хороший фильм снял голливудский режиссер.
И мало кто вспомнил, что старый советский фильм Павла Клушанцева «Планета бурь», вышедший на экраны еще в «лохматом» 1961 году, заканчивается точно такой же сценой! С той разницей, что там робот гибнет в кипящей лаве.
«Планета бурь» (1961)
Фото: кадр из фильма
Случайное совпадение? Едва ли, если учесть, что помощник Кэмерона Роберт Скотак много лет общался с Клушанцевым и получил ключ ко всем его секретам. Об этом Woman’s Day рассказала дочь режиссера Жанна Клушанцева.
– Еще в начале 1980-х отец получил письмо от американского мастера спецэффектов Роберта Скотака с просьбой объяснить, каким образом сняты те или иные вещи. Папа тогда страшно обрадовался, потому что к тому времени он уже не работал в кино и про него совершенно забыли. А тут вдруг письмо из Америки! Он составил подробнейшее описание и чертежи всех своих приспособлений, сделал больше 100 фотографий – несколько дней печатал их в ванной. И отослал все в Голливуд Роберту Скотаку.
Клушанцев с дочерью Жанной
Фото: из семейного архива
А в начале 1990-х американец Скотак лично приехал в Петербург и пришел к отцу домой. Папа был уже почти слепой. Но они посидели, поговорили. Скотак сказал отцу, что у них в Голливуде много денег, но не хватает выдумщиков – «таких, как вы».
И тут Скотак не ошибся: снятый после переписки с Клушанцевым «Терминатор-2» получил в 1992 году сразу четыре «Оскара», и одну из статуэток – за визуальные спецэффекты!
Привет с «Титаника»
«Титаник» (1997)
Фото: кадр из фильма
Роберт Скотак до сих пор благодарен своему советскому коллеге.
– Когда я получил от Клушанцева эти разработки, это было как будто мне подарили миллионы долларов! Я показывал фотографии своим коллегам, и никто не верил, что это работа советского мастера спецэффектов, – поделился американец в одном из своих интервью.
«Титаник» (1997)
Фото: кадр из фильма
А вот тут хочется сказать: «Стоп, снято!», потому что после «Терминатора» Роберт Скотак работал на съемках «Титаника» все с тем же Джеймсом Кэмероном. И там пригодились наработки Клушанцева, пионера подводных съемок в СССР.
На съемках «Планеты бурь»
Фото: архив музея студии «Леннаучфильм»
– Снятая Клушанцевым «Планета бурь» всегда поражала меня, – продолжал Скотак. – Прекрасная подводная сцена родилась в павильоне. Чтобы передать движение под водой, актеры висели на тросах, а еще Клушанцев блестяще придумал поставить аквариум с рыбками между актерами и камерой.
Темная сторона Кубрика
«2001 год: космическая одиссея» (1968)
Фото: кадр из фильма
Ни «Титаника», ни «Терминатора» Клушанцев так и не увидел, хотя оба блокбастера вышли при его жизни. Талантливый советский новатор, на много лет обогнавший Голливуд, Павел Клушанцев скончался в 1999 году в возрасте 89 лет.
– Папа очень спокойно относился к использованию другими людьми его достижений, – говорит дочь режиссера Жанна Клушанцева. – Снятая им «Планета бурь» дважды вышла в США перемонтированной, с какими-то полуголыми русалками и именами других режиссеров в титрах. А он, когда узнал, только посмеялся. Да, американцы непорядочно поступили, им нужно было – они использовали. Да и бог с ними.
На съемках «Планеты бурь»
Фото: архив музея студии «Леннаучфильм»
Но одно дело – безвестные режиссеры с русалками, а совсем другое – мэтр космического жанра Стэнли Кубрик. Казалось бы, он неподражаем, но и в его знаменитом фильме «2001. Космическая Одиссея» можно найти заимствования из старой советской ленты Клушанцева «Дорога к звездам».
Кубрик использовал те же приемы, чтобы создать эффект невесомости, подвешивая актеров к потолку на тросах, да и орбитальная станция подозрительно напоминает клушанцевскую. Однако Кубрик, чья «Одиссея», вышедшая в 1968 году, стала классикой мирового кино, так и не признался, что внимательно смотрел «Дорогу к звездам», снятую за десять лет до этого, в 1957-м.
Признание Джорджа Лукаса
«Звездные войны: новая надежда» (1977)
Фото: кадр из фильма
– Отец никогда не получал благодарности от Кубрика, – говорит дочь режиссера Жанна Клушанцева. – К счастью, другой голливудский режиссер, Джордж Лукас, никогда не скрывал, что папины фильмы оказали на него очень большое влияние.
Много революционных технологий съемки применил Клушанцев в научно-популярном фильме «Дорога к звездам». В частности, сцены сближения и стыковки космических кораблей. Только в советском варианте это были мирные сцены, а у Лукаса – космическая битва.
«Дорога к звездам» (1957)
Фото: кадр из фильма
– В «Звездных войнах» все сцены, в которых герои оказываются в открытом космосе, сделаны по образцам Клушанцева, во многом это его разработки для советского фильма «Дорога к звездам», – говорит петербургский киновед Дмитрий Буныгин. – Очевидно, что Лукас и его специалисты по комбинированным съемкам внимательнейшим образом смотрели фильмы Клушанцева, и не один раз!
Фон для кадров в открытом космосе и Клушанцев, и Лукас заказывали художникам. Все пейзажи были нарисованы вручную, причем с точным соблюдением расположения звезд и светил. Сейчас это делают на компьютере за 5–7 минут. А тогда была настоящая кинореволюция.
Эскизы к фильму «Планета бурь»
Фото: архив музея студии «Леннаучфильм»
Еще одна уникальная находка Клушанцева – увеличение объектов. Он строил небольшие макеты ракет, всего лишь в рост человека. Делал статичные съемки космических кораблей. Отдельно снимал актеров в перспективе. И совмещал эти кадры. Получалось очень достоверно.
Примечательно, что режиссер Лукас тоже строил небольшие объекты. А вместо астероидов и вовсе использовал картошку.
«Дорога к звездам» (1957)
Фото: кадр из фильма
Есть легенда, что в перестроечные годы Джордж Лукас приехал в Москву и среди прочего попросил организовать ему встречу с маэстро Павлом Клушанцевым. На недоуменный вопрос российских чиновников: «А кто это такой?» – Лукас ответил: «Клушанцев – крестный отец моих « Звездных войн»! Без его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений я бы не смог даже подступиться к своему фильму!»
«Звездные войны: новая надежда» (1977)
Фото: кадр из фильма
Лукасу тогда солгали, что Клушанцева не нашли. Советский гений и автор знаменитой эпопеи так и не встретились. Хотя весь Голливуд вслед за Лукасом вынужден был признать: первым уникальные по достоверности сцены в космосе снял не Лукас, а именно Клушанцев.
Младший брат «железного Джона»
«Звездные войны: новая надежда» (1977)
Фото: кадр из фильма
Даже так полюбившийся всем человекообразный робот С-3РО («Си-Трипио»), помощник Люка Скайуокера, явно создан под влиянием «Планеты бурь». В нем легко угадываются черты «железного Джона», покорявшего Венеру вместе с советскими астронавтами.
«Планета бурь» (1961)
Фото: кадр из фильма
Заимствован не только дизайн, но и образ, характер в целом. И у Клушанцева, и Лукаса робот – не какой-то вспомогательный прибор, а настоящий и очень верный друг. А про дизайн стоит сказать особо: конечно, роботы в фильмах были и до Клушанцева, но именно у него, а затем и у Лукаса они приобрели привычный для всех любителей фантастики антропоморфный образ, получили руки, ноги, вообще стали походить на людей. В этом плане Клушанцев и Лукас были пионерами.
На съемках «Планеты бурь»
Фото: архив музея студии «Леннаучфильм»
На съемках обоих фильмов роботами управляли люди, сидевшие внутри. У Клушанцева это делал Борис Прудковский, чемпион СССР по вольной борьбе. Он не только носил тяжелые доспехи, но и поднимал над головой людей.
Энтони Дэниелс (на фото справа)
Британскому актеру Энтони Дэниелсу (на фото справа) сделали более легкую амуницию. Но и он признавался, что чувствовал себя крайне неуютно.
На съемках «Планеты бурь»
Фото: архив музея студии «Леннаучфильм»
А еще в фильмах Клушанцева впервые появляется флиппер (машина, летающая на антигравитационной тяге). Впоследствии на таких летали все кому не лень. Лукас в премьерной серии своей киносаги тоже показал такую штуковину.
«Звездные войны: новая надежда» (1977)
Фото: кадр из фильма
Украденные скафандры «Прометея»
«Прометей» (2012)
Фото: кадр из фильма
В 2012 году о Павле Клушанцеве вспомнили опять – и вновь в связи с голливудской историей на грани плагиата. В ленте «Прометей» режиссера Ридли Скотта герои носят скафандры, как две капли воды похожие на костюмы покорителей Венеры из «Планеты бурь».
Внимательные зрители это «совпадение» сразу заметили. Впрочем, чему тут удивляться, если фильмы Клушанцева вдохновляли не только режиссеров, но и создателей самых настоящих скафандров. Об этом до сих пор вспоминают на студии «Леннаучфильм», где в советское время работал Клушанцев.
«Планета бурь» (1961)
Фото: кадр из фильма
– Однажды к нам пришел космонавт Алексей Леонов, – вспоминает редактор студии «Леннаучфильм» Лариса Кухалева, не один год проработавшая бок о бок с талантливым режиссером. – И Леонов увидел куклу-дублера в скафандре, которую использовали в «Дороге к звездам», и говорит: «Ой, мой костюмчик!» А ему отвечают: «Нет, это наш костюмчик, его художники вместе с Клушанцевым придумали».
На самом деле Павел Владимирович дружил с конструктором Королевым, тот относился к нему с большим пиететом и все его картины видел. И когда делали скафандры для советских космонавтов, за основу взяли дизайн костюма из фильма. Получилось эргономично и удобно. Заметьте, «Дорога к звездам» была снята за восемь лет до того, как Леонов вышел в открытый космос!
Слезы советской космонавтки
«Планета бурь» (1961)
Фото: кадр из фильма
Клушанцев и вправду опережал время. «Дорога к звездам» вышла точно к запуску первого советского спутника – в 1957 году. А «Планета бурь» – через два дня после полета Гагарина в космос – в апреле 1961 года!
Оба фильма имели огромный успех в СССР. К сожалению, работы Павла Владимировича начальство не всегда принимало с энтузиазмом. Министр культуры Фурцева чуть не запретила «Планету бурь», потому что «Советская космонавтка не может плакать». По сюжету девушка-радистка (актриса Кюнна Игнатова), решившая, что экспедиция погибла, не может сдержать слез.
Американская подделка (1968)
Фото: кадр из фильма
Впоследствии американцы перемонтировали «Планету бурь» и досняли в нее ряд новых сцен. Советскую космонавтку сыграла Фэйт Домберг. А кино выпустили под названием «Путешествие на доисторическую планету».
Камера, которой снимал Клушанцев
Фото: архив музея студии «Леннаучфильм»
Кстати, изобретенную Клушанцевым для съемок этого кино чудо-призму, позволяющую накладывать изображения на кадры, отказались запатентовать. Звучит как ирония, но ответ был такой: «А в Америке это есть? Раз нет, значит, это никому не нужно!» Спустя год подобное устройство было запатентовано в Германии…
Уникальные экспонаты ушли в металлолом
Экспозиция музея «Леннаучфильма»
В какой-то момент идеи Клушанцева оказались настолько невостребованными, что режиссер навсегда покинул кинематограф, занявшись написанием детских книжек. С тех пор как гениальный советский изобретатель поделился своим бесценным опытом с Америкой, им больше никто не интересовался – ни на родине, ни за ее пределами, до самой его смерти в 1999-м. А в 2008 году по решению Международного астрономического союза именем Клушанцева была названа малая планета № 321046.
Сейчас о достижениях Клушанцева напоминает лишь скромная экспозиция в музее «Леннаучфильма». Но многие экспонаты уже утеряны.
– Громадный металлический костюм робота, который снимался в «Планете бурь», простоял у нас в студии до 1980-х годов. Сотрудники тушили об него окурки, – вспоминает редактор «Леннаучфильма» Лариса Кухалева. – А потом его сдали в металлолом. Никто и не подумал, что такие вещи надо хранить, а напрасно. Ведь не так уж много у нас режиссеров, перед достижениями которых склонил голову даже Голливуд. А Клушанцев был одним из них. Пусть и не все в Америке в этом признаются.
«Планета бурь» (1961)
Фото: кадр из фильма
Краткая биография режиссера
Павел Клушанцев работал на студии «Леннаучфильм» — скромной студии, которая могла только мечтать о бюджетах таких «мастодонтов» советского кино, как «Ленфильм» или «Мосфильм». Что можно снимать за сущие копейки на «Ленинградской студии научно-популярных фильмов»? Фильмы о творчестве заводских изобретателей-рационализаторов? Фильмы, состоящие из репортажей, снятых в лабораториях советских ученых? Что, вообще, можно снять без многомиллионного бюджета? Клушанцев снимал фантастические блокбастеры. Фильмы, на которых учились классики американского фантастического кино.
Техникой Павел Клушанцев увлекался с детства – например, своими руками сделал токарный станок, при помощи которого он изготавливал шахматы. По окончании школы успешно сдал экзамены в лучший технический ВУЗ Ленинграда – Технологический Институт. Но, увы, подвели анкетные данные – Павел Клушанцев родился в семье бедных дворян. Не самое лучшее социальное происхождение в тридцатые годы. Впрочем, Павел Владимирович предвидел, что анкетные данные его подведут. И, одновременно, подал документы в Ленинградский Кинофототехникум на факультет кинооператоров. Ведь для кинооператора социальное происхождение не имеет такого значения, как для инженера. Кинофототехникум оказался в большей степени техническим учебным заведением, нежели творческим, что Клушанцева полностью устраивало. Такие дисциплины как механика, оптика, химия, электротехника преподавались здесь на уровне лучших ВУЗов. По окончании техникума в 1930 году Клушанцев получил распределение на студию «Белгоскино». Ныне этом всем известный «Беларусьфильм». Но в Белоруссию ехать не пришлось – студия в начале тридцатых годов располагалась в Ленинграде (в Минск будущий «Беларусьфильм» перебрался только в 1939 году). В 1934 году Клушанцев переводится на только что открывшуюся небольшую студию «Лентехфильм». Операторская работа уже успела к этому времени наскучить. В 1936 он дебютирует в роли режиссера-постановщика – снимает фильм «Семь Барьеров». В том же году дирекция «Лентехфильма» разрешает Кулашанцеву создать «трюковой кабинет» — павильон для комбинированных съемок. Павел Клушанцев и его друзья, которых он «переманил» с «Белгоскино» начинают экспериментировать – снимают макеты и монтируют их в натуру, ускоряют и замедляют движение, меняют размеры изображения. В наши дни почти все это кажется элементарным, но в тридцатые годы спецэффекты в кино были неосвоенной целиной. Вскоре «трюковой кабинет» Клушанцева завален работой – трудится приходиться в три смены.
В это же время Клушанцев открывает для себя труды Циолковского и загорается идей снимать фильмы о космосе. Увы, началась война. Не до фантастики. В эвакуации Клушанцев работает на студии «Сибтехфильм» и снимает военные учебные фильмы. Но и здесь не обходится без фирменных спецэффектов – в фильме для артиллеристов «Стрельба на рикошетах» Клушанцев по-кадрово изображает полет снаряда от ствола пушки до цели (при помощи трофейной немецкой камеры, способной снимать сотни кадров в секунду, Клушанцев снял несколько эффектных «планов», а потом смонтировал из них весь полет снаряда).
К научно-популярному кино Клушанцев возвращается уже после войны. В наши дни к услугам создателей научно-популярных фильмов – компьютерная графика. Можно нарисовать все, что угодно – Большой Взрыв, расщепление атомного ядра, падение метеорита. Что угодно. Получается правдоподобно, пусть и не так красочно, как в голливудских блокбастерах класса «А». Но так и бюджетами в сотни миллионы долларов научно-популярные фильмы похвастаться не могут. В докомпьютерную эпоху, все то, что нельзя показать, например, на лабораторном столе для таких фильмов рисовали мультипликаторы. Очень часто получалось очень даже неплохо. Вот только зритель прекрасно понимал, что ему показывают «мультик». Павел Клушанцев не искал легких путей. Он превратил научно-популярные фильмы в научно-фантастические блокбастеры.
К сожалению, не сохранился первый послевоенный научно-популярный фильм Клушанцева – «Полярное сияние» (1947). Снять полярное сияние «вживую» в то время не позволял уровень съемочной техники. Мультипликационное полярное как-то не смотрится. Маститые операторы и режиссеры отказывались от этого образовательного проекта. Согласился лишь Клушанцев. В своей студии он построил установку, позволяющую имитировать полярное сияние любой интенсивности.
Следующий фильм – «Метеориты» (1948) благополучно дожил до наших дней. В этом фильме в кадре были не только реальные метеориты из музеев, но и комбинированные съемки, поражавшие воображение зрителей тех лет – кометы, планеты Солнечной системы, сцены падения метеоритов разных калибров. Постановочные исторические сцены были приятным дополнением ко всему этому великолепию.
Следующий фильм, созданный Клушанцевым совместно с Н. Лещенко, «Вселенная» (1951) можно назвать родоначальником принципиально нового жанра – гармоничной смеси научно-популярного фильма с фантастикой. Рассказ о Вселенной вообще, и Солнечной системе в частности, переплетался со смелыми гипотезами о прошлом и будущем нашей Вселенной. Визуальный ряд заставлял зрителей затаить дыхание. «Вселенная» Клушанцева стала первым научно-популярным фильмом, удостоенным призов на престижных международных кинофестивалях – премия VII МКФ в Карловых Варах (1952) и диплом IV МКФ в Париже.
Кстати, сценарист этого фильма Алексей Сазонов в 1959 году стал автором сценария фантастического фильма Александра Козыря и Михаила Карюкова «Небо зовет», повествующего о «марсианской» гонке между Советским Союзом и США (читайте об этом фильме здесь). Американцы стремятся, во что бы то ни стало, придти к Красной планете первыми, но терпят бедствие и на помощь излишне торопливым конкурентам приходят советские космонавты. Этот фильм известен еще и тем, что в американский прокат в 1963 году вышла его версия переозвученная и перемонтированная под руководством никому на тот момент не известного Фрэнсиса Форда Кополлы. Но об американских переделках советских фантастических фильмов мы поговорим чуть позже. Вернемся к фильмам Павла Клушанцева.
4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. А 7 ноября 1957 года состоялась премьера фильма Клушанцева «Дорога к Звездам». Жанр фильма все тот же – научно-популярная фантастика. Фильм о покорении космоса, который снимался тогда, когда эту тему раскрывали в своих произведениях только фантасты и публицисты на страницах научно-популярных журналах. Реальные ракетные программы были засекречены по обе стороны железного занавеса – ведь космическая ракета, это в первую очередь средство доставки до адресата ядерных боеголовок (МБР — межконтинентальная баллистическая ракета). А уж во вторую очередь – средство вывода вполне мирных грузов на околоземную орбиту. Павел Клушанцев во время работы над фильмом даже не подозревал о существовании Сергея Павловича Королева. Но его фильм описывает полет в космос очень точно. Настолько точно, что КГБ заинтересовалось – а откуда он все знает. Клушанцеву пришлось ссылаться на формулы Циолковского и доказывать, что многоступенчатую ракету придумали задолго до появления секретных конструкторских бюро.
Скачать
Фильм снят по сценарию Бориса Ляпунова, инженера-авиаконструктора и писателя. Сначала со своим сценарием он обратился на «Мосфильм», но там сказали, что снять фильм по этому сценарию невозможно – в мире нет такой техники. И тогда Ляпунову посоветовали обратиться за помощью к малоизвестному режиссеру со студии «Леннаучфильм» Прочитав сценарий, Клушанцев пришел к выводу, что проект сложный, но вполне реализуемый. По сути дела, Ляпунов принес сценарий того фильма, который Клушанцев и мечтал снять.
Практически весь фильм состоял комбинированных съемок, в которых использовались многочисленные макеты ракет, космических кораблей, орбитальных станций, посадочных модулей. У Клушанцева были постоянные конфликты с руководством студии – во время работы над любым документальным фильмом нормой считалось 10-20 метров полезного материала за съемочный день, а Клушанцев выдавал «на гора» не больше пяти. Руководство студии было и само не радо, что утвердило этот странный проект. Но все изменилось 4 октября 1957 года. Фильмом заинтересовались на самом верху. Снова начались конфликты, но уже совсем другого рода. Когда же фильм будет, наконец, закончен? — настойчиво интересовалось высокое начальство. К счастью, к началу космической эры съемки фильма были практически завершены, а с монтажом Клушанцев уложился к «красному дню календаря». Успех был ошеломляющим – фильм шел в прокате по всему миру.
Теперь перед Клушанцевым открывается путь в большое кино. В 1959 году он подает сценарную заявку на фильм «Лунный Камень». Три космических корабля из трех стран – Советского Союза, США и ФРГ отправляются на Луну за образцами лунного грунта. Все корабли периодически попадают в аварийные ситуации и космонавты из разных стран приходят на помощь друг другу. Над сценарием работали писатель-фантаст Александр Казанцев и профессиональный сценарист Михаил Витухновский. Но министр культуры Фурцева зарубила проект на корню – никакого сотрудничества в космосе с империалистическими державами быть не может. Да и отношения со сценаристами складывались непросто. Витухновский вообще отказался сотрудничать с Клушанцевым. В конце концов, было решено снимать фильм по мотивам повести «Планета Бурь» Александра Казанцева. В этой повести также рассказывалось о полете на другую планету, но только не на Луну, а на Венеру.
На youtube в онлайн «Планету Бурь» вы можете посмотреть здесь (к сожалению, ЛенфильмВидео запретил встраивание этого видео на другие сайты).
Скачать
В павильонах были смонтированы венерианские пейзажи, на заводе ЗИЛ был заказан венерианский вездеход, с макетами космических кораблей у Клушанцева к тому времени проблем уже не возникало. Технологии комбинированных съемок, примененные Клушанцевым в этом фильме, намного опережали свое время.
«Планета Бурь» появилась на экранах кинотеатров в 1961 году почти сразу же после полета Гагарина – лучшего момента для премьеры и не придумать. Фильм стал хитом советского проката. Еще бы, фильмов о полетах в космос в нашей стране до «Планеты Бурь» практически не снимали. Была эксцентричная «Аэлита» Протозанова (1924), было великолепное «Космическое Путешествие» (1936). И, собственно, все. Интерес к теме освоения космоса проснулся только в 1959 году — после запуска первого спутника, вышли сразу два «космических» фильма: «Я был спутником Солнца» и «Небо зовет». Фантастическим кино советский зритель был не избалован. А в «Планете Бурь» его ждали и космический полет, и путешествие по венерианским океанам, и извержение вулкана, и сражения с ящероподобными венерианцами, и тайна древней цивилизации другой планеты. Одним словом, голова кругом. Недостатком фильма можно назвать только шаблонно-пафосные реплики главных героев. Но это вполне простительный недостаток – опыта работы с живыми актерами у Клушанцева просто не было. Кроме того, работа с актерами была для Клушанцева задачей второстепенной, главная цель – популяризация космонавтики.
Фильм оценили не только советские зрители – права на его прокат приобрели 28 стран мира. Были в числе этих стран и Соединенные Штаты Америки. Правда, оригинального фильма Клушанцева американские зрители так и не увидели. Американские кинематографисты дважды переозвучили и перемонтировали этот фильм, и каждый раз добавили в него сцены с американскими актерами. Советским актерам в титрах были присвоены англоязычные имена и фамилии, а все намеки на то, что этот фильм советский, были тщательно вымараны. Итогом такой «творческой» переработки «Планеты Бурь» стали «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965) и «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women, 1968). Друг от друга эти «переделки» отличались только набором дополнительно отснятых сцен – если первый фильм был довольно близок к оригиналу, то во втором появились полуголые венерианские амазонки. «Планета Бурь» служит американцам примером для подражания и в более поздние времена – критики отмечают прямые заимствования из фильма Клушанцева в «Красной Планете» (2000).
Выше мы упоминали о том, что такая же судьба постигла и другой советский фильм – «Небо Зовет» 1959 года. Там от советского оригинала остались только космические сцены, а сам сюжет был переделан очень радикально – действие фильма разворачивалось после ядерной войны, были добавлены сцены с монстрами, которых не было и быть не могло в советском фильме. Впрочем, этот фильм оказал влияние и на серьезное американское фантастическое кино – Стэнли Кубрик использовал некоторые графические решения из «Неба» в своей знаменитой «Космической Одиссее 2001». Автором этих решений был советский художник-фантаст Юрий Швец, работавший почти на всех фильмах Клушанцева.
Доисторическая планета
Доисторические женщины
Но вернемся к «Планете Бурь». Невзирая на успех фильма и его международное признание, советские критики не оставили от фильма камня на камне. И Павел Клушанцев зарекся снимать игровое кино. Он возвращается к своему жанру – смеси научно-фантастического и научно-популярного кино. Он снимает такие шедевры как «Луна» (1965) и «Марс» (1968). Это не просто фильмы, рассказывающие об этих планетах, это фильмы об их освоении. Клушанцев продолжил совершенствовать свою методику создания спецэффектов. Для «Луны» были, например, сделаны макеты «разумных» роботов, исследующих лунную поверхность. Эти научно-популярные фильмы смотрятся на одном дыхании, как увлекательное игровое кино. И снова международное признание – на 4 Международном фестивале фантастических фильмов в Триесте фильм «Луна» удостоена высшей награды – Золотой Медали. Французский журнал «Пари Матч» выходит с разворотом на котором были кадры из фильма и сенсационный заголовок «Русские уже на Луне!». Увы, на Луне первыми были уже не мы. Поэтому после 1969 года этот замечательный фильм был отправлен на полку.
Луна
Остальные части этого фильма вы найдёте на Youtube, если кликните по ролику
Скачать
Марс
Скачать
В 1970 году Павел Владимирович Клушанцев удостоен звания Заслуженный деятель искусств РСФСР. Он не только снимает фильмы, но и пишет научно-популярные книги. В 1972 году он уходит на пенсию. И про него почти сразу же забывают. Но вклад, который он внес в развитие мирового фантастического кино, не забыли за пределами нашей страны. Когда в годы перестройки Советский Союз посетил сам Джордж Лукас, он попросил организовать встречу с Павлом Клушанцевым. «А кто это такой?» — удивились чиновники от кино. В апреле 1992 году с Клушанцевым связался Роберт Скотак, обладатель двух Оскаров в номинации «визуальные эффекты». Он писал книгу о комбинированных съемках и спецэффектах. В ходе работы над книгой он внимательно пересматривал все фильмы Клушанцева и для него остались неразгаданными около 50 приемов, примененных советским режиссером. Клушанцев отправил Скотаку бандероль с чертежами и детальными описаниями. Но даже такие исчерпывающие ответы не устроили американского мастера спецэффектов и он сам прибывает в Санкт-Петербург встретится с легендой фантастического кино лично. К 85-летнему юбилею Клушанцева на канале Diccovery выходят два фильма, посвященные советскому режиссеру, классику кинофантастики.
Впрочем, о мастере вспомнили и в нашей стране – к 90-летнему юбилею выходит документальный фильм «Павел Клушанцев – К Звездам!». Увы, к этому моменту Павла Владимировича Клушанцева уже не было в живых – он скончался 27 апреля 1999 года.
[источники]
|